Краткая
биография
Исаак Ньютон, сын
мелкого, но зажиточного фермера, родился в деревне Вулсторп (графство
Линкольншир), в год смерти Галилея и в канун гражданской войны.Отец
Ньютона не дожил до рождения сына. Мальчик родился болезненным, до
срока, но всё же выжил и прожил 84 года. Факт рождения под Рождество
Ньютон считал особым знаком судьбы. Покровителем мальчика стал его дядя
по матери, Вильям Эйскоу. По окончании школы (1661) Ньютон поступает в
Тринити-колледж (Колледж святой Троицы) Кембриджского
университета. Уже тогда сложился его могучий характер — научная
дотошность, стремление дойти до сути, нетерпимость к обману и
угнетению, равнодушие к публичной славе. В детстве Ньютон, по отзывам
современников, был замкнут и обособлен, любил читать и мастерить
технические игрушки: часы, мельницу и т. п. Судя по всему, научной
опорой и вдохновителями творчества Ньютона в наибольшей степени были
физики: Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в
универсальную систему мира. Меньшее, но существенное влияние оказали
другие математики и физики: Евклид, Ферма, Гюйгенс, Валлис. Конечно,
нельзя недооценивать и огромное влияние его непосредственного учителя
Барроу. Похоже на то, что значительную часть своих математических
открытий Ньютон сделал ещё студентом, в «чумные годы» 1664—1666. В 23
года он уже свободно владел методами дифференциального и интегрального
исчислений, включая разложение функций в ряды и то, что впоследствии
было названо формулой Ньютона-Лейбница. Тогда же, по его утверждению
[2], он открыл закон всемирного тяготения, точнее, убедился, что этот
закон следует из третьего закона Кеплера. Кроме того, Ньютон в эти годы
доказал, что белый цвет есть смесь цветов, вывел формулу «бинома
Ньютона» для произвольного рационального показателя (включая
отрицательные), и др. Все эти эпохальные открытия были опубликованы на
20-40 лет позже, чем были сделаны. Ньютон не гнался за славой.
Стремление открыть истину было у него главной целью. 1667: эпидемия
чумы отступает, и Ньютон возвращается в Кембридж. Избран членом
Тринити-колледжа, а в 1668 году становится магистром. В 1669 году
Ньютон избирается профессором математики, преемником Барроу. Барроу
пересылает в Лондон сочинение Ньютона «Анализ с помощью уравнений с
бесконечным числом членов», содержавшее сжатое изложение некоторых
наиболее важных его открытий в анализе. Оно получило некоторую
известность в Англии и за ее пределами. Ньютон готовит полный вариант
этой работы, но найти издателя так и не удаётся. Он был опубликован
лишь в 1711 году. Продолжаются эксперименты по оптике и теории цвета.
Ньютон исследует сферическую и хроматическую аберрации. Чтобы свести их
к минимуму, он строит смешанный телескоп- рефлектор (линза и вогнутое
сферическое зеркало, которое полирует сам). Всерьёз увлекается
алхимией, проводит массу химических опытов. 1672: демонстрация
рефлектора в Лондоне — всеобщие восторженные отзывы. Ньютон становится
знаменит и избирается членом Королевского общества (британской Академии
наук). Позже усовершенствованные рефлекторы такой конструкции стали
основными инструментами астрономов, с их помощью были открыты иные
галактики, красное смещение и др. Разгорается полемика по поводу
природы света с Гуком, Гюйгенсом и другими. Ньютон даёт зарок на
будущее: не ввязываться в научные споры. 1680: Ньютон получает письмо
Гука с формулировкой закона всемирного тяготения, послужившее, по
признанию первого, поводом его работ по определению планетных движений
(правда, потом отложенных на некоторое время), оставивших предмет
«Начал». Впоследствии Ньютон по каким-то причинам, быть может,
подозревая Гука в незаконном заимствовании каких-то более ранних
результатов самого Ньютона, не желает признавать здесь никаких заслуг
Гука, но потом соглашается это сделать, хотя и довольно неохотно и не
полностью [3]. 1684—1686: работа над «Математическими началами
натуральной философии» (весь трёхтомник издан в 1687 году). Приходит
всемирная слава и ожесточённая критика картезианцев: закон всемирного
тяготения вводит дальнодействие, несовместимое с принципами Декарта.
1696: Королевским указом Ньютон назначен смотрителем Монетного двора (с
1699 года — директор). Он энергично проводит денежную реформу,
восстанавливая доверие к основательно запущенной его предшественниками
монетной системе Великобритании. 1699: начало открытого приоритетного
спора с Лейбницем, в который были вовлечены даже царствующие особы. Эта
нелепая распря двух гениев дорого обошлась науке — английская
математическая школа вскоре увяла на целый век, а европейская —
проигнорировала многие выдающиеся идеи Ньютона, переоткрыв их много
позднее. На континенте Ньютона обвиняли в краже результатов Гука,
Лейбница и астронома Флемстида, а также в ереси. Конфликт не погасила
даже смерть Лейбница (1716). 1703: Ньютон избран президентом
Королевского общества, которым управлял двадцать лет. 1705: королева
Анна возводит Ньютона в рыцарское достоинство. Отныне он сэр Исаак
Ньютон. Впервые в английской истории звание рыцаря присвоено за научные
заслуги. Последние годы жизни Ньютон посвятил написанию «Хронологии
древних царств», которой занимался около 40 лет, и подготовкой третьего
издания «Начал». В 1725 году здоровье Ньютона начало заметно ухудшаться
(каменная болезнь), и он переселился в Кенсингтон неподалёку от
Лондона, где и скончался ночью, во сне, 20 (31) марта 1727 года.
Надпись на его могиле гласит:
Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который
почти
божественным разумом первый доказал с
факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов.
Он исследовал различие световых лучей и
появляющиеся при этом различные
свойства цветов, чего ранее никто не
подозревал. Прилежный, мудрый и
верный истолкователь природы, древности
и Св. писания, он утверждал
своей философией величие Всемогущего
Бога, а нравом выражал евангельскую простоту.
Пусть смертные радуются, что
существовало такое украшение рода
человеческого.
Афоризмы и
высказывания
- Гипотез не
измышляю.
- Гений есть терпение
мысли, сосредоточенной в известном направлении.
- Главная ошибка
истолкователей Апокалипсиса заключалась в том, что они на основании
Откровения пытались предсказывать времена и события, как будто Бог
сделал их Пророками. Благодаря этому эти истолкователи подверглись
осуждению сами и вместе с тем возбудили недоверие и к пророчеству
вообще. Но Божественное предначертание заключалось совсем в ином. Бог
дал это Откровение, так же как и Пророчество Ветхого Завета, не ради
того, чтобы удовлетворить любопытство людей, делая их способными
предусматривать будущее, но ради того, чтобы исполнением на деле явлен
был миру святой Промысл Его, а не проницательность истолкователей. Ибо
наступление событий, предсказанных за несколько столетий, служит
убедительным доказательством того, что вселенная
управляется Провидением... В последние же времена огромный переворот,
предсказанный в Святом Писании, сразу же обратит взоры людей и на
Пророчество, и на обстоятельное истолкование их.
- Пророчество как
предвещание грядущего относится к состоянию Церкви во все века.
- На языке Пророков все
мироздание, небо и земля обозначают весь мир властей, состоящий из
престолов и народов, и все вещи в том мире обозначают соответствующие
вещи в этом.
- Если я видел дальше
других, то потому, что стоял на плечах гигантов.
- Я смотрю на себя, как на
ребенка, который, играя на
морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее,
чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины
расстилался перед моим взором неисследованным.
- Установление власти
императоров, царей и князей
есть установление человеческое. Власть соборов, синодов, епископов и
пресвитеров есть установление человеческое. Учительство же Пророков,
включая в число их Моисея и апостолов, есть установление божественное и
коренится в глубочайшем существе религии; если Ангел с неба будет
проповедовать другое благовествование, чем открыли эти посланники
Божий, «то анафема да будет».
- Так как точное время
рождения и страданий Христовых
не существенно для религии, то на определение его в первые века
христианства обращалось мало внимания. Те, кто впервые начал
праздновать эти события, приурочил их к поворотным моментам года; так
Благовещение Святой Девы Марии было приурочено к дню весеннего
равноденствия; день Иоанна Крестителя стал праздноваться в день летнего
солнцестояния; день святого Михаила — на осеннее равноденствие и
рождение Христа — на зимнее солнцестояние.
|