Краткая
биография
Уроженец города
Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран). Омар был единственным сыном,
и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по
памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией.
Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником
Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву
и медицине, получив Квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская
практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование.
Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн
Курры. Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды
греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания
Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная
часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет
горькие слова:Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась
небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена
препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей
науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых,
одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и
лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он
ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и
отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего
презрения и насмешек. В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в
своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать.
Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то
время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В
Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после
нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей
ученостью, что его сразу же сделали наставником. Как и другие крупные
ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе.
Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где
начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что ученый прожил в
Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике. С
группой учёных разработал солнечный календарь — намного точнее
Григорианского. В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства
Санджаров, ко двору султана Малик-шаха. По инициативе главного шахского
визиря Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того,
Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из
крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал
известным астрономом. Однако в 1092 году, со смертью
покровительствовавшего ему сельджукского султана Малик-шаха и его
визиря Низам ал-Мулка его исфаханский период заканчивается. Обвинённый
в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего
современника — Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта. «Однажды во
время чтения „Книги об исцелении“ Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал
приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился
он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу
и озаглавленному „Единое во множественном“, заложил между листов
золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он
позвал своих близких и учеников, сделал завещание и после этого уже не
принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он
положил земной поклон и, стоя на коленях, произнес: „Боже! По мере
своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал
Тебя, поскольку я к тебе приблизился“. С этими словами на устах Хайям и
умер». Также есть свидетельство о последних годах жизни поэта
оставленное автором «Четырех бесед»: «В году 1113 в Балхе, на улице
Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам Омар
Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им.
Во время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: „Могила
моя будет расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет
осыпать меня цветами“. Меня эти слова удивили, но я знал, что такой
человек не станет говорить пустых слов. Когда в 1136 я приехал в
Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл свое
лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для меня он
был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху взял с собой
одного человека, чтобы он указал мне его могилу. Он привел меня на
кладбище Хайре, повернул на лево у подножия стены, огораживающей сад,
увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого
сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его
скрывали под цветами. И пришли мне на память те слова, что я слышал от
него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах
Обитаемой четверти я не увидел бы для него более подходящего места.
Бог, святой и всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью
своей и щедростью!»
Афоризмы ,
Рубаи
- Светоч мысли, сосуд сострадания — мы.
Средоточие высшего знания — мы. Изреченье на этом
божественном перстне, На бесценном кольце мироздания — мы!
- "Ад и рай - в
небесах", - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во
лжи: Ад и рай - не круги во дворце мирозданья, Ад и
рай - это две половины
души. - Быть лучше
одному, чем вместе с кем
попало.
- Ты — рудник, коль на поиск рубина
идешь,
Ты — любим, коль надеждой свиданья живешь.
Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых:
Все, что ищешь, в себе непременно найдешь!
- Ты не очень-то щедр, всемогущий Творец:
Сколько в мире тобою разбитых сердец! Губ рубиновых,
мускусных локонов сколько Ты, как скряга, упрятал в бездонный
ларец!
- Ты, Всевышний, по-моему, жаден и
стар.
Ты наносишь рабу за ударом удар. Рай — награда
безгрешным за их послушанье. Дал бы что-нибудь мне не в
награду, а в дар!
- Вино запрещено,
но есть четыре "но":
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет
вино. При соблюдении сих четырех условий Всем
здравомыслящим вино
разрешено.
- Все, что видим
мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до
дна. Полагай несущественным явное в мире, Ибо тайная
сущность вещей - не
видна.
- Выше всех
поучений и правил, как правильно жить,
Две основы достоинства
я предпочел утвердить: Лучше вовсе не есть ничего, чем есть
что попало; Лучше быть в одиночестве, чем с кем попало
дружить. Если б мне всемогущество было дано - Я бы
небо такое низринул давно И воздвиг бы другое, разумное
небо Чтобы только достойных любило
оно. Если пост я нарушу для плотских утех - Не
подумай, что я нечестивее всех. Просто постные дни - словно
черные ночи, А ночами грешить, как известно не
грех. И с другом и с врагом ты должен быть
хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не
найдешь. Обидишь друга - наживешь врага ты Врага
обнимешь - друга
наживешь. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями за
столом у мерзавцев, имеющих
власть. Меняем реки, страны, города... Иные двери...
Новые года... А никуда нам от себя не деться, А если
деться - только в
никуда.
- Мужи, чьей
мудростью был этот мир пленен,
В которых светочей познанья
видел он, Дороги не нашли из этой ночи
темной, Посуесловили и погрузились в
сон. Не жалуйся на боль - вот лучшее
лекарство. Напрасно ты винишь в непостоянстве рок. Что
не внакладе ты, тебе и невдомек. Когда б он в милостях своих
был постоянен, Ты б очереди ждать своей до смерти
мог. Не завидуй тому, кто сильней и богат. 3а
рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою,
равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе
напрокат. Нищим дервишем ставши - достигнешь
высот. Сердце в кровь изодравши - достигнешь
высот. Прочь, пустые мечты о великих свершеньях! Лишь
с собой совладавши - достигнешь
высот!
- Отчего всемогущий
творец наших тел
Даровать нам бессмертия не
захотел? Если мы совершенны - зачем умираем? Если
несовершенны - то кто
бракоде
- В детстве ходим за истиной к
учителям,
После — ходят за истиной к нашим
дверям. Где же истина? Мы появились из капли. Станем
— ветром. Вот смысл этой сказки, Хайям!
- Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной. Мне известно,
что мне ничего не известно! — Вот последняя истина, открытая
мной.
- До рождения ты не нуждался ни в
чем,
А родившись, нуждаться во всем обречен. Только
сбросишь гнет постыдного тела, Снова станешь свободным, как
Бог, богачом.
- Жизнь — пустыня, по ней мы бредем
нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
- Ты для каждого шага находишь причину —
Между тем он давно в небесах
предрешен. Жизни стыдно за тех, кто
сидит и скорбит, Кто не помнит утех, не прощает
обид. Пой, покуда у чанга не лопнули струны! Пей,
покуда об камень сосуд не разбит!
Двери этой обители: выход
и вход.
Что нас ждет, кроме гибели, страха, невзгод? Счастье?
Счастлив живущий хотя бы мгновенье Кто совсем не родился —
счастливее тот.
|