Краткая
биография
Российский живописец, театральный
художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель.
Николай Константинович Рерих - отец востоковеда Ю.Н. Рериха
(1902-1960) и художника С.Н. Рериха (1904-1991). В
переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой.
Согласно семейному преданию ее возникновение относится ко временам
викингов. Один из старейших редставителей рода Рерихов в XIII веке
возглавлял рыцарский орден Тамплиеров, среди предков
Н.К. Рериха были политики и военачальники.Николай
Константинович Рерих родился 9 октября (по старому стилю - 27 сентября)
1874 в Петербурге, в семье нотариуса Окружного суда Санкт-Петербурга (с
1873). Отец
Николая, Константин Федорович Рерих, в 1860 женился на Марии Васильевне
Калашниковой и поселился с ней в Санкт-Петербурге - в особняке на
Николаевской набережной (ныне Университетская), в котором открыл
собственную юридическую контору. Кроме Николая, в семье было еще трое
детей: младшие братья Борис и Владимир и старшая сестра Лидия. Вместе с
семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105
лет), обладавший коллекцией масонских символов. Летние и зимние
каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара,
приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова
(название "Извара" было дано поместью Воронцовым после возвращения из
путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает "Бог"
или
"Божественный Дух"). В 1883 Николай Рерих сдал вступительные экзамены в
одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла
фон Мая. Экзамены были сданы с такой легкостью, что фон Май воскликнул:
"Будет профессором!". Большинство предметов преподавалось на немецком
языке. Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география,
история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда,
охота. Первым учителем рисования был друг отца Николая -
художник
Михаил Микешин.В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию
художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897).
Одновременно, по
условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного
образования, Николай поступил на юридический факультет в
Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс
историко-филологического факультета. Одновременно с обучением в
Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в
журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив
заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других
учеников
Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого
учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни
древних славян ("Начало Руси. Славяне"). Древние летописи и книги более
основательно стал изучать с 1895, когда познакомился с
В.В. Стасовым,
заведовавшим художественным отделом в Публичной библиотеке. Еще в годы
учебы в университете Рерих вступил в члены Русского Археологического
Общества.По окончании учебы в Академии и в Университете стал помощником
главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и
художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале,
подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова стал
помощником
директора музея Общества поощрения художников. Первая поездка Николая
Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в
Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в
ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер Константин Рерих, Мария
Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить
долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути
заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца
Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901, вернувшись летом
в Россию. 28 октября 1901 в церкви Императорской Академии Художеств, в
б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна
Шапошникова, познакомившиеся летом 1899, стали мужем и женой. Елена
Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая
Рериха. На всю оставшуюся жизнь она станет его "другиней и
вдохновительницей", и он назовет ее "Ладой", старинным русским именем,
в котором для него звучала "гармония, вдохновение и сила". Чтобы
обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на
должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на
должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных,
претендентов. Летом 1903 Рерих с женой путешествовал по России, посетив
двадцать семь городов. Целью путешествия было изучение древней
архитектуры. Результаты поездки были представлены на Выставке
архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения
художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал,
чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время
Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и
дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько
других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть
русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию
картины вернулись лишь через семьдесят лет).С 1906 - директор
Рисовальной школы при этом обществе (до 1918). С 1909 - действительный
член Петербургской академии художеств. В 1910-1919 - председатель
объединения "Мир искусства". К революции 1917 Н.К. Рерих
отнесся
сочувственно; входил в состав Комиссии по делам искусств, созданной в
марте 1917 под председательством А.М. Горького. В мае 1917
года, в
связи с тяжелым заболеванием легких, Николай Рерих вынужден был уехать
на Карельский перешеек.С весны 1918 жил за рубежом: в начале 20-х годов
в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии. В 1918 году
Н.К. Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании,
Англии с
выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его
работы пользуются особенно большим успехом. В 20-х и 30-х годах
совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в
1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном
Ю.Н. Рерихом и в
1934-1935). В 1926 посетил Москву, был на Алтае. В 1929, совместно с
сыном, основал институт гималайских исследований ("Урусвати") в Нагаре.
С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую
деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны
памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта
Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной
конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого
конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). В
1942-1944 являлся почетным президентом Американо-русской культурной
ассоциации. Умер Н.К Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар
(долина
Кулу, штат Пенджаб, Индия). В 1991 в Москве был создан Международный
центр Рерихов (преобразован из Советского фонда Рерихов).Среди
литературных работ Николая Константиновича Рериха - стихи, проза,
публицистика: "Правовое положение художников в Древней Руси" (1898;
дипломная работа на юридическом факультете Санкт-Петербургского
университета), "Цветы Мории" (1921; сборник стихов), "Пути
Благословения" (1924), "Сердце Азии" (1929), "Твердыня Пламенная"
(1932), "Нерушимое" (1936), "Врата в будущее" (1936), "Алтай -
Гималаи", "Художественная техника в применении к археологии" (курс
лекций в Петербургском Археологическом институте), статьи по вопросам
искусства и охраны памятников стариныНиколай Константинович Рерих -
автор более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и
серии.
(Автор-составитель
краткой биографии Н.К. Рериха - Елена
Лавренова) Среди
литературных работ Николая Константиновича Рериха - стихи, проза,
публицистика: "Правовое положение художников в Древней Руси" (1898;
дипломная работа на юридическом факультете Санкт-Петербургского
университета), "Цветы Мории" (1921; сборник стихов), "Пути
Благословения" (1924), "Сердце Азии" (1929), "Твердыня Пламенная"
(1932), "Нерушимое" (1936), "Врата в будущее" (1936), "Алтай -
Гималаи", "Художественная техника в применении к археологии" (курс
лекций в Петербургском Археологическом институте), статьи по вопросам
искусства и охраны памятников стариныНиколай Константинович Рерих -
автор более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и
серии.
(Автор-составитель
краткой биографии Н.К. Рериха - Елена
Лавренова)
Афоризмы и высказывания
- При счастье никогда не бывает друзей...
Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты
только
вниз.
- Люди различаются на осуждающих и на
творящих.
- Человечество всегда ползет, как раки из
корзины; все сомневается; куда–то стремится, не понимая ценной сущности
стремлений
своих.
- Пароксизмы невежества... прежде всего
устремлены на самое высокое. Невежеству нужно что–то истребить, нужно
отрубить чью–то голову, хотя бы каменную, нужно вырезать дитя из утробы
матери, нужно искоренить жизнь и оставить «место пусто». Вот идеал
невежества.
- Мы должны приветствовать свет и справедливо
разоблачать вредную тьму. Мы должны внимательно различать предрассудок
и суеверие от скрытых символов древнего знания. Будем приветствовать
все стремления к творчеству и созиданию и оплакивать варварское
разрушение ценностей природы и
духа.
- Сильно в человеке безотчетное стремление к
природе (единственной дороге его жизни); до того сильно это стремление,
что человек не гнушается пользоваться жалкими пародиями на природу —
садами и даже комнатными
растениями...
- Поверх всяких Россий есть одна незабываемая
Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх
всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию
Космоса.
|