Краткая биография
Спиноза Бенедикт (Барух) родился в 1632 г.
в Амстердаме в еврейской
купеческой семье, переселившейся из Португалии. Получил имя Барух, но
когда порвал с иудаизмом, поменял имя на Бенедикт. Окончил
шестиклассное еврейское училище в Амстердаме. После смерти отца
возглавил его дело и приобрел связи за пределами строго кастовой
еврейской общины Амстердама, в том числе среди оппозиционно настроенных
к господствовавшей в Голландии протестантской кальвинистской Церкви
людей. Большое влияние на мировоззрение Спинозы оказал его наставник в
латинском языке ван ден Энден, последователь Уриэля Акосты
(португальский еврей, католик, который в 1614 г. бежал в Амстердам, где
принял иудаизм, но стал активным врагом местного раввината). Другим
мыслителем, оказавшим на Спинозу влияние, был Джулио Ванини,
итальянский священник, последователь Джордано Бруно. За отказ от
иудаизма Спинозу в 1656 г. изгнали из общины и предали проклятию.
Спасаясь от преследования, Спиноза бежал из Амстердама. Сначала жил в
деревне, потом в предместье Гааги, зарабатывая на жизнь шлифовкой
линз.
В
1663 г. написал книгу «Изложение принципов Декартовой философии»,
благодаря которой приобрел репутацию крупного мыслителя. Вступил в
переписку с Лейбницем, Ольденбургом и Гюйгенсом. Дальнейшие его труды
посвящены идее примирения Библии с наукой, однако не лишены атеизма. В
1670 г. Спиноза анонимно выпустил откровенно атеистический
«Богослов-ско-политический трактат». В 1675 г. закончил работу над
«Этикой», но не смог ее напечатать из-за враждебного к себе отношения в
Амстердаме. Умер Спиноза в Гааге в 1677 г.
Афоризмы и
высказывания
- Если вы хотите, чтобы
жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее
настроение.
- ...Все хорошие страсти
имеют такой характер и
природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как
бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что
свойственно любви.
- Честолюбие есть
чрезмерное желание славы.
- Счастье — не награда за
добродетель, а сама
добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои
страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными
обуздать их.
- Страх возникает
вследствие бессилия духа.
- Ссылка на авторитет — не
довод.
- Свободный человек ни о
чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в
размышлении о жизни, а не о смерти.
- Ревность есть забота о
том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.
- Понимание — начало согласия.
- Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни
над чем так мало не властны, как над языком своим.
- Между влечением и желанием существует
только то
различие, что слово «желание» большей частью относится к людям тогда,
когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение:
желание есть влечение с сознанием его.
- Людям полезнее всего делать то, что
способствует укреплению дружбы.
- Крайняя гордость или крайнее унижение есть
крайнее незнание самого себя.
- Как только вы вообразите, что не в
состоянии
выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление
становится для вас
невозможным.
- Истина — пробный камень самой себе и лжи.
- Зависть есть не что иное, как сама
ненависть,
поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое
счастье причиняет неудовольствие.
- Никто так не падок на лесть, как тот
честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
- Никто не бывает так склонен к зависти, как
люди самоуниженные.
- Незнание — не довод. Невежество — не
аргумент.
- Мир есть не отсутствие войны, но
добродетель, проистекающая из твердости духа.
- Вещь не перестает быть истинной оттого, что
она не признана многими.
- Блаженство — не награда за добродетель, но
сама добродетель.
- Все то, что когда-либо почиталось из
ложного
благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не
представляло.
- В желании выражается сущность человека.
|