Краткая
биография
Фонвизин Денис Иванович, русский писатель
родом из обрусевших
остзейских дворян. Детство Фонвизина прошло в патриархальной обстановке
в доме отца — чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в
университетской гимназии и на философском факультете Московского
университета (1759—1762). В 1756—1759 гг. играл в любительском
университетском театре М. М. Хераскова, а позже и в профессиональном
Публичном театре. По окончании университета поступил в иностранную
коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 г. перешел на службу
чиновником при кабинет-министре И. П. Елагине. В период 1769—1782 гг.
служил в коллегии иностранных дел у графа П. И. Панина, в качестве
секретаря. Совместно с Паниным, разделявшим его общественные взгляды,
создает «Рассуждение о непременных государственных законах». 1777—1787
гг. проводит во Франции.
Литературная деятельность Фонвизина началась еще в бытность его
студентом. В 1761 г. он делает ряд переводов басен и
нравоучительно-сатирических произведений с немецкого языка, а в
следующем году, после переезда в Петербург, развивает усиленную
литературную деятельность. Фонвизин был постоянным гостем литературного
кружка Козловского, и в результате сближения с этим кружком написал
первое свое самостоятельное произведение — «Послание к слугам моим
Шумилову, Ваньке и Петрушке». В 1764 он впервые выступил с
самостоятельным драматическим произведением — с комедией «Корион», а
через несколько лет после нее появляется социально-бытовая комедия
«Бригадир» (написана 1766—1769, напечатана 1786). В 1882 г. была
написана, а в 1883 напечатана вторая комедия — «Недоросль» —
кульминационный пункт в развитии творчества писателя. Комедии Фонвизина
были встречены с восторгом. В. Г. Белинский писал: «Русская комедия
началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его
„Бригадир" и „Недоросль" наделали страшного шума при своем появлении и
навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из
примечательнейших явлений».
Выйдя
в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжелую болезнь, до конца жизни
занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое
неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину
издавать пятитомное собрание сочинений, журнал «Друг честных людей, или
Стародум» и не давшей разрешения на задуманный Фонвизиным перевод
Тацита.
Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным
образом из статей для журнала и из драматических произведений — комедии
«Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини
Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над
автобиографией «Чистосердечное признание» (осталась незаконченной).
Умер Фонвизин 1(12) декабря 1792 г.
Афоризмы и
высказывания
- Женщины обыкновенно бывают целомудренны с
людьми заслуженными, а с повесами
редко.
- В большом свете водятся премелкие души.
- Начинаются чины — перестает искренность.
- Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы
быть
добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не
делать того, за что б совесть угрызла.
- Все состоит в воображении. Последуй
природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда
богат не будешь.
- Взятки запрещать невозможно. Как решать
дело даром, за одно свое жалованье?
- Наука в развращенном человеке есть лютое
оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
- Надобно, чтоб муж твой повиновался
рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.
- Молодой человек подобен воску.
- Много печатного вздору у нас не оттого,
что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков.
- Корыстолюбие редко любовь побеждает.
- Не все ври, что знаешь.
- Невежда без души — зверь. Самый мелкий
подвиг ведет его во всякое преступление.
- Храбрость сердца доказывается в час
сражения, а
неустрашимость души — во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И
какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает
жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека
государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его
прогневать. Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного,
отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
- У кого чаще всех Господь на языке, у того
черт на сердце.
- Степени знатности рассчитываю я по числу
дел,
которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел,
которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые
шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и
делами.
- Береги жену, не давай ей
воли.
- Без ума жить худо; что ты наживешь без
него?
- Без знатных дел знатное состояние ничто.
- В глазах мыслящих людей честный человек
без большого чина — пре-знатная особа; добродетель все меняет, а
добродетели ничто заменить не может.
- Имей сердце, имей душу, и будешь человек
во всякое время.
- Как можно подумать, что Богу, который все
знает, неизвестен будто наш табель о рангах?
- Как не быть довольну сердцу, когда
спокойна совесть!
- Как судьбина милосердна! Она старается
соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.
- В человеческом невежестве весьма
утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
- Две тысячи душ и без помещичьих
достоинств всегда две тысячи душ, а достоинства без них — какие к черту
достоинства.
- Для прихотей одного человека всей Сибири
мало!
- Дурное расположение людей, не достойных
почтения,
не должно быть ограничительно. Знай, что зла никогда не желают тем,
кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право
презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и
добродетель также своих завистников имеет.
- Когда же то тебя так сильно изумляет, что
низка тварь корысть всему предпочитает и к счастию бредет презренными
путьми, — так, видно, никогда ты не жил меж людьми.
- Корыстолюбие делает из человека такие же
чудеса, как и любовь.
- Не имей ты к мужу своему любви, которая
на дружбу
походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это
будет гораздо прочнее.
- Прямую цену уму дает благонравие. Без
него умный человек — чудовище.
- Сердце человеческое есть всегда сердце, и
в Париже, и в России: оно обмануть не может.
- Слава богу, что на вранье нет пошлин!
Ведь куда бы какое всем было разорение!
- Нельзя не любить правил добродетели. Они
— способы к счастью.
- Не тот богат, который отсчитывает деньги,
чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее,
чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
- Одно почтение должно быть лестно человеку
—
душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по
деньгам, а в знати не по чинам.
- Оставлять богатство детям? Умны будут —
без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные
деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.
- Прямо любочестивый человек ревнует к
делам, а не к
чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо
заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без
заслуг пожало-вану.
- Совесть всегда как друг остерегает
прежде, нежели как судья
наказывает.
Краткое содержание произведений: "Недоросль" "Бригадир"
|