Краткая
биография
Хун
Цзычэн, китайский писатель, поэт и философ XVII в., автор книги «Вкус
корней» — сборника афоризмов «циньянь» (букв, «чистые изречения»).
Во всех своих произведениях проявил широту мыслей и веротерпимость ко
всем трем основным конфессиям Китая — буддизму, даосизму и
конфуцианству, из-за чего они были одинаково популярны в среде
приверженцев любой из них.
Именно благодаря «Вкусу корней» жанр афоризмов вошел в моду и стал
одним из самых излюбленных в китайской литературе.
Афоризмы и
высказывания
- Я знатен — и люди чтут
меня. Но то, что они чтут, —
это высокая шапка и широкий пояс. Я унижен — и люди презирают меня. Но
то, что они презирают, — это холщовый халат и соломенные сандалии. Но
ведь в действительности люди меня не чтут — чему же мне радоваться? Они
в действительности меня не презирают — чему же мне огорчаться?
- Только когда сердце
очищено от скверны, можно браться за чтение
книг и изучение древности. Иначе, узнав про один добрый поступок,
захочешь извлечь из него пользу для себя, а услыхав одно умное слово,
захочешь оправдать им свои пороки. Учиться с такими мыслями в голове —
все равно что «дарить оружие врагу и посылать провиант разбойникам».
- Тот, кто много накопил,
многого лишится.
- Тот, кто учится, не
размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая
учиться, окажется в затруднении.
- Для того, кто в себе
хранит правду, жизнь сжимается
в мгновение. Для того, кто жаждет власти над другими, жизнь тянется
вечно. Постигший истину человек взыскует вещи, коих нет в мире вещей, и
думает о том, кем он будет, когда его не будет. Он примет бег мгновения
и отвергнет оцепенение вечности.
- В мире десять тысяч
вещей, в человеческой душе
десять тысяч чувств, на земле десять тысяч дел. Если смотреть на них
помраченным оком, они Предстанут бессмысленной путаницей. А если
смотреть на них прозревшим оком, во всем обнаружится незыблемый
порядок. К чему беспокоиться о различиях? К чему выбирать да
выгадывать?
- Если чересчур заботиться
о своей репутации, не сможешь помогать людям.
- Есть одно изречения,
гласящее: «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе.
Идя по снегу, имей мужество
пройти пш скользкому мосту». В слове «мужество» заключен глубочайший
смысл! Если на опасных поворотах жизни и на ухабах мирских путей тебе
не хватает мужества, ты непременно застрянешь в какой-нибудь заросшей
бурьяном яме.
- Если ты пользуешься
доверием, не обманывай даже
злодея. Если ты наделен силой, не кичись своим превосходством. Если у
тебя есть достоинства, не обнажай недостатков других. Если у тебя нет
способностей, не завидуй умению других.
- Если у человека нет ни
одной искренней мысли, он
подобен нищему который отовсюду уходит с пустыми руками. Если у
человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному
идолу, стоит там. где его поставили.
- Если у человека появится
хотя бы одна корыстная
мысль, его твердость обернется малодушием, его знание — безрассудством,
а чистота порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему
древние считали бескорыстие величайшим достоянием. Тот, кто обладает
им, вознесется над целым миром.
- Мучимые страстями души
пышут огнем. Такие испепелят
любого на своем пути. Лишенные милосердия холодны как лед. Такие
заморозят каждого, кто им встретится. Те, кто привязан к вещам, подобны
тухлой воде и гнилому дереву: жизнь ушла из них. Такие никогда не
смогут сотворить добро или сделать другого счастливым.
- Чужие пророки
нужно исправлять молча. Если выставлять их всем напоказ,
ты будешь
порок изгонять пороком. Человеческое упрямство нужно побеждать
поучениями. Если же нападать на него в открытую, ты будешь упрямство
понапрасну исправлять упрямством.
- Учись находить в жизни
радость — вот лучший способ привлечь счастье.
- Хлопотливый человек
беспокоится и о себе, и о
других, никогда не оставаясь безучастным. Человек равнодушный не
заботится ни о себе, ни о других, будучи ко всему безразличен.
Благородный муж умеет соблюдать меру. Он не слишком хлопотлив и не
слишком безучастен.
- Честный человек душой
возвышен, поэтому его счастье
глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы. Подлый
человек душой низок, поэтому радость его мелка и скоротечна. Все
содеянное им выдает ущемленность.
- Честолюбие и гордыня —
обманчивое возбуждение духа. Стоит это возбуждение унять, как
проступают истинные свойства натуры.
|