Краткая биография
Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих, немецкий поэт, драматург, теоретик
искусства, историк, выдающийся представитель Просвещения в Германии,
один из основоположников немецкой литературы нового времени. Родился
Шиллер 10 ноября 1759 г. в Марбахе-на-Неккаре в семье военного
фельдшера на службе герцога Вюртембергского. Воспитывался в строгой
религиозной атмосфере; в 1772 г., окончив латинскую школу в
Людвигсбурге, по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную
школу сначала на юридическое, а затем на медицинское отделение, где
познакомился с идеями английских и французских просветителей, а также с
творчеством У. Шекспира, Лессинга и произведений поэтов «Бури и
натиска». В 1780 г., получив диплом, назначен полковым врачом в
Штутгарт, где издал первую книгу — сборник стихов «Антология на 1782
г.» и завершил работу над первым драматическим произведением —
«Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782). В 1783 г. была написана драма из
итальянской истории «Заговор Фиеско в Генуе». В том же году Шиллер, за
самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников»
подвергся аресту и запрету от герцога писать что-либо, кроме
медицинских сочинений. Шиллер бежал из Вюртемберга и поселился сначала
в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии
названа «Коварство и любовь», 1784), затем с 1785 по 1787 гг. — в
Лейпциге и Дрездене. В этот период была создана драма из испанской
истории XVI в. «Дон Карлос».
Новый этап жизни и творчества Шиллера открывается в 1787 г. с его
отъездом в Веймар, где писатель прожил до конца своих дней и создал
самые значительные свои произведения. Изучая историю, философию,
эстетику, с 1788 г. Шиллер редактирует серию книг под названием
«История замечательных восстаний и заговоров», пишет «Историю отпадения
Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1 том), при
содействии И. В. Гёте в 1789 г. занимает место профессора истории на
кафедре Иенского университета, где в 1793 г. опубликовал «Историю
Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории.
Под влиянием философии И. Канта, приверженцем которой Шиллер к тому
времени стал, он пишет ряд эстетических трудов: «О трагическом
искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об
эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной
поэзии» (1795—1796) и др.
Шиллер
сочувственно встретил весть о Великой французской революции (тем более,
что в 1792 г. Конвент присвоил ему звание «почетный гражданин
Французской республики», однако он, в целом одобряя низвержение
феодальных порядков, крайне негативно отнесся к казни Людовика XVI, ибо
к тому времени считал неприемлемым любое проявление насилия. Точно так
же негативно писатель воспринимал и сами революционные средства
общественного переустройства, поскольку, в соответствии с его жизненной
философией, «путь к свободе ведет только через красоту», в частности —
через искусство.
Новый
подъем творчества Шиллера знаменует его дружба с Гёте. Они совместно
создают цикл эпиграмм «Ксении» (греч. — «подарки гостям»). В 1795—1798
гг. Шиллер редактирует журнал «Ди Орен» в состязании с Гёте пишет
баллады «Водолаз» (в пер. В.А.Жуковского «Кубок»), «Перчатка»,
«По-ликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др.
С
1791 г. Шиллер вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» из эпохи
Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. (опубл. в 1800), в процессе создания
выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини»
(пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799). В 1801 г. появляются
еще две пьесы на историческую тему — «Мария Стюарт» и «Орлеанская
дева». Следующие драмы появляются в 1803 («Мессинская невеста») и 1804
(«Вильгельм Телль») гг. Последняя — «Дмитрий» из русской истории,
осталась незаконченной — 9 мая 1805 г. Шиллер скончался в
Веймаре.
Шиллер
является одним из крупнейших трагиков мировой литературы и одним из
самых популярных иностранных писателей в России, где он стал известен
еще в 90-е годы Х\Ш1 в. в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В.
А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А.
Фета и др.
Афоризмы и
высказывания
- Именно потому, что
подлинное искусство стремится к
чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только
видимостью
правды.
- Если я ненавижу, я
отнимаю у себя нечто; если я
люблю, я обогащаю себя тем, что я люблю. Человеконенавистничество —
медленное самоубийство; себялюбие — величайшая нищета живого создания.
- Воля есть отличительный
признак человеческого рода, а сам разум — только вечное правило для
руководства волею.
- В лице своих богов
человек рисует свой собственный портрет.
- Человек отражается в
своих поступках.
- Человек вырастает по мере
того, как растут его цели.
- Не в годах — в полноте
жизни, вот в чем ценность бытия!
- На вершине величия не
забывай, что друг в беде. И96. Настоящая дружба правдива и отважна.
- Мужество растет с
опасностью: чем туже приходится, тем больше сил.
- Только тот может горячо
любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.
- Театр наказывает тысячи
пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи
добродетелей, о которых умалчивает закон.
Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает
дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами
панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу
чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными
слезами и роскошным приростом мужества и опыта.
- Средь скверного скверней
всего язык колючий.
- Слово всегда отважнее
дела.
- Слова пустые сердца не
облегчат.
- Сильнее всех побед —
прощение.
- Просвещенный разум
облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.
- Поэтическое произведение
должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие,
вряд ли поможет слово.
- Одного вдохновения для
поэта недостаточно — требуется вдохновение развитого ума.
- Ничто не делает жизнь так
легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели.
- Свободным от страданий
еще никто не рождался.
- Честь дороже жизни.
- Чтобы все спасти — нужно
на все решиться. Тяжелая болезнь нуждается в решительном средстве.
- Свободен лишь тот, кто
владеет собой.
- Родители меньше всего
прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.
- Пусть лишь любовь цветок
любви срывает, Ведь лучший дар принадлежит тому,
Кто сердцем всем откликнется ему.
- Великие души переносят
страдания молча.
- Благодарность забывчивей
всего.
- Если хочешь познать
самого себя, то посмотри, как
это делают другие; если же хочешь других понять, то посмотри в свое
собственное сердце.
- Дружба не такой жалкий огонек, чтобы
потухнуть в разлуке.
- Достойные мысли закаляют
сердце мужа и не страшатся дневного света.
- Мерилом справедливости не
может быть большинство голосов.
- Как для одних наука
кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, что масло им
дает.
- Истина ничуть не страдает от того,
что кто-либо ее не признает.
- Истина — зеркало, отражение которого
невыносимо для притворства и лицемерия.
- Глупец тот, кто бросает
дело на полдороге и смотрит, разинув рот, со стороны, что из всего
этого выйдет.
- Горе мне, если мои
убеждения будут колебаться в зависимости от биения моего сердца.
- Дилетант принимает темное
за глубокое, дикое — за мощное, неопределенное — за бесконечное,
бессмысленное — за
сверхчувственное.
- Все то, что чувствует
наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит
нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас.
- В том и состоит
пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых
мерзостей.
- Дорог мне друг, но и враг
полезен быть может: друг укажет, на что я способен, враг же научит, как
мне поступать.
- Кто из подвластных
грозным девам, Прядущим
жизненную нить,
Кто мог певца живым напевом Своей души не покорить? Волшебной силой
вдохновенья, Как жезл посланника богов, Певец низводит в царство
тленья, Уносит выше облаков И убаюкивает чувства Святыми звуками
искусства.
- Кто кается не краснея,
тот кается постоянно.
- Лишь беда души великой
благородство
испытывает.
- Лучше страшный конец, чем
бесконечный страх.
- Как ненавистна мудрость
мне, Которая зовет вас к крови!
- Когда, восхищаясь
картиной, мы забываем о художнике, это для него самая изощренная
похвала.
- Когда мы страстно любим
кого-либо, кто заслуживает нашего презрения, мы болезненно ощущаем
оковы природы.
- Когда шутник смеется
своей остроте, она теряет цену.
- Коль дело есть — скорей
его кончай.
- Красота — тоже
добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков.
- Кто жизнью не рискует,
тот никогда ее не обретет.
- Любовь быть хочет жертвою
свободной.
- Любовь возвышает великие
души.
- Любовь — единственное в
природе, где даже сила воображения не находит дна и не видит предела!
- Любовь и голод правят
миром.
- Май жизни только раз
цветет.
- Малодушие возбуждает в
нас одно только презрение.
Краткое содержание произведений: "Мария Стюарт" "Разбойники" "Коварство и любовь" "Дон Карлос" "Вильгельм Телль"
|