Краткая
биография
Ян Чжу, тaкже известен как Ян
Цзы-цзюй и Ян Шэн — древнекитайский
мыслитель-вольнодумец, ученик Лао-цзы. О его биографии практически
ничего неизвестно, поскольку собственные сочинения мудреца не
сохранились, и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам из
даосских трактатов «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы» и особенно — «Ле-цзы»,
котором Ян Чжу посвящено несколько глав. Судя по ним, основой учения Ян
Чжу были идеи себялюбия, ценности собственной жизни и гедонизма, а
также выступление против Конфуция и его учения.
Судя по всему, Ян Чжу приобрел массу сторонников, поскольку до нашего
времени дошли слова одного из самых активных сторонников Конфуция,
Мэн-цзы: «Слова Ян Чжу заполнили Поднебесную».
Афоризмы и
высказывания
- Проживешь так, и будет
жизнь твоя радостна до дня
смерти. Это я и называю заботой о своей жизни. Если же станешь
неотступно обуздывать себя и жить в скорби и заботах во имя долголетия,
так проживи пусть даже сто лет, тысячу лет — это не то, что я называю
заботой о своей жизни.
- Жизнь такая редкая удача,
а смерть
так легкодостижима. Кто же это придумал — проводить с таким трудом
доставшуюся жизнь в ожидании столь легко приходящей смерти? Насиловать
свои чувства и природу, чтобы заманить славу? Это для нас хуже смерти!
Желая исчерпать до дна все наслаждения своей единственной жизни,
испытать все радости этих лет, тревожимся лишь о том, чтобы
переполненный желудок не помешал вволю пить; чтобы утрата силы не
помешала вволю предаваться плотским удовольствиям. Не печалит нас ни
дурная слава, ни опасность для
жизни.
- В жизни все вещи друг от
друга отличаются, а в
смерти все одинаковы. При жизни отличаются друг от друга умные и
глупые, знатные и низкие; в смерти же одинаковы тем, что все смердят и
разлагаются, гниют и исчезают... Следует наслаждаться при жизни, к чему
хлопотать о том, что будет после смерти!
- Люди далекой древности
действовали, следуя велению
своего сердца, и не шли против своих естественных желаний. Не избегали
наслаждений при жизни, поэтому их и не манила слава.
- Мэн спросил:
—
Родился человеком, к чему стремиться, к чему слава? — Слава
ради богатства, — ответил Ян Чжу. — Если стал богат, к чему
еще стремиться? — К знатности. — Стал знатным, к чему
стремиться дальше? — К смерти. — Что же
потом? — Благоденствие сынов и внуков. — Разве слава
приносит благоденствие сынам и внукам? — Благодаря посмертной
славе благоденствие распространяется на весь
род, а богатство на общину. Поэтому ради славы изнуряют тело и иссушают
сердце.
Однако следует знать, что каждый стремящийся к славе должен быть
бескорыстным. Следует знать и то, что владеющие истиной не обладают
славой, а владеющие славой не обладают истиной... — Зачем же
живет человек? Для наслаждения? Для красоты и яств? Для
музыки и любви? Но красотой и пиршествами нельзя наслаждаться постоянно
— пресыщаешься. А тут запрещают наказаниями и убеждают наградами. Зовут
вперед во имя славы и толкают назад с помощью закона. Спешим
состязаться за миг пустой славы, домогаясь славы с избытком после
смерти. Сгибаясь, внимательно слушаем и смотрим, сожалея об истинности
или ложности собственных желаний. Если неспособны даже на миг
беспечности, то чем же отличаемся от пленника в тяжких оковах?
- Как заботиться о своей
жизни? Не мешать себе, не
останавливать себя. Жить свободно, и только. Позволить ушам слушать то,
что хочется; позволить глазам смотреть на то, на что хочется; позволить
устам говорить то, что хочется; позволить телу покоиться так, как
хочется; позволить сердцу мыслить так, как хочется; мысли хочется
свободы, и мешать ей — значит не давать ей идти вперед.
- «При жизни друг друга
жалеть, по смерти друг друга
покидать» — в этой древней пословице истина. «Друг друга жалеть» — это
готовность дать отдохнуть усталому, накормить голодного, обогреть
замерзшего, найти выход для зашедшего в тупик. «Друг друга покидать» —
эти слова говорят не о том, чтобы не оплакивать покойника, а о том,
чтобы не облачать в узорную парчу, не класть ему в рот жемчуг и нефрит,
не приносить жертв, не ставить блестящих сосудов.
|