Краткая
биография
Мольер (настоящее
имя — Жан Батист Поклей), французский комедиограф, актер, театральный
деятель, реформатор сценического искусства родился в 1622 г., в Париже
в семье королевского мебельщика и обойщика. В 1639 г. окончил
Клермонский колледж, но решил посвятить себя театру. В 1643 г.
он oрганизовал «Блистательный театр», но в Париже не добился успеха и
отправился с труппой по Франции. Первые комедии — «Шалый» (1655),
«Любовная досада» (1656) принесли театру огромный успех, и в 1658 г.
труппа Мольера возвратилась в Париж. Спектакль, данный в Королевском
театре, очень понравился Людовик)' XIV, и это решило судьбу
Мольера. Опираясь на традиции народного театра и основы
классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой
плебейский юмор и буффонада сочетались с изяществом и артистизмом. В
его произведениях беспощадно высмеивается дворянская спесь, торгашеская
мораль буржуа, выводится целая галерея простых людей, преподносящих
зрителям народную мудрость. Комедии Мольера — «Смешные жеманницы»
(1659), «Школа жен» (1662), «Тартюф» (1664), «Дон Жуан» (1665),
«Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670),
«Проделки Скапена» (1671), «Мнимый больной» (1673) — до настоящего
времени не сходят с театральных подмостков мира, не теряют своей
актуальности, вызывают неизменное восхищение зрителей. Умер в Париже в
1673 г.
Афоризмы и
высказывания
- Грамматика повелевает
даже царями.
- Бессильна с клеветой
бороться добродетель.
- Благоразумие просвещает,
а страсть ослепляет.
- В любви притворство очень
похоже на правду.
- Сильный удар наносится
порокам, когда они
выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но
насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.
Терять поклонников кокеткам
тяжело, И чтобы вновь привлечь внимание, с годами Они
становятся завзятыми ханжами. Их страсть — судить людей. И как
суров их суд! Нет, милосердия они не признают. На
совести чужой выискивают пятна, Но не из добрых чувств — из
зависти, понятно. Злит этих праведниц: зачем доступны
нам Те радости, что им уже не по
зубам?
- Подражай людям в их склонностях, следуй их
правилам, потворствуй их
слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь;
это самый лучший путь, можно смело играть в открытую... Пересаливать не
бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный
вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это
кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к
нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват
уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.
- Правдивость не порок.
- Кто всегда уныл, ревнив и
мрачен, Того дебют в любви частенько неудачен.
- Кто всякому друг, того я
другом не считаю.
- Притворство сплачивает
воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.
- Самое несносное в любви —
это спокойствие.
Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без
приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней,
и наслаждение ценится больше.
- Лжеправедники есть, как
есть лжехрабрецы.
Бахвальством не грешат отважные бойцы, А праведники те, что подают
пример нам, Не занимаются кривляньем лицемерным.
- Любовь ревнивца более
походит на ненависть.
- Коль девушку ведут
неволей под венец, Тут
добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен Лишь при условии, что сам
любви достоин. И если у мужей растет кой-что на лбу, Пускай винят себя
— не жен и не судьбу.
- Кто не знал любви, тот
все равно что не жил.
- Добродетель — это первый
признак благородства, именам я придаю куда меньше лначения, чем
поступкам.
- Дурная жизнь приводит к
дурной смерти.
- Зарождающееся влечение
таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви — в переменах
Краткое содержание произведений: "Школа мужей" "Тартюф, или Обманщик" "Мещанин во дворянстве" "Дон Жуан, или Каменный гость" "Мизантроп" "Мнимый больной" "Школа жен" "Скупой" "Плутни Скапена"
|